Для меня лоскутное шитье - красивое, захватывающее, интересное хобби. Что-то вдруг рождается… Идея, неясная еще мысль, какая-то деталь, или просто жалко выбрасывать совсем малюсенькие, кажется ни на что уже негодные обрезки ткани – и все, остановиться невозможно. Иногда получается не так, как задумывалось изначально, но вот ведь удивительная вещь: можно использовать самые нелепые расцветки, самую неинтересную ткань, а получается все равно красиво, даже если это сделано не очень чисто, складно, или как-то вообще не так.
Люди творят такое, что дух захватывает от красоты, мастерства. Есть просто шедевры! В общем, всегда есть куда расти и чему учиться. Я восхищаюсь работами в духе абстрактной живописи, меня всегда радуют изумительные переходы цвета и неожиданные решения, но все равно простой геометрический узор остается для меня самым любимым и самым лоскутным.
Ольга
Немного о пэчворке
Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных 11 веком. Ткань – материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность ее появления у нескольких народов одновременно: у американских индейцев, у малых народностей Севера и Дальнего Востока нашей страны, у различных народов Африки, в Англии.
Идея геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром лоскутное шитье называют еще «лоскутной мозаикой».
В России лоскутная мозаика, как самостоятельный вид творчества, широко распространилась и стала входить в обиход только в 19 в., когда в деревни начали завозить цветные ситцы и сатины, пришедшие на смену домотканой шерсти, льну и конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая затем знаменитые «бабушкины» яркие пестрые покрывала, одеяла, ковры. Шили вручную. Если не хватало ткани – собирали постепенно, по мере появления в доме новых цветных кусочков. Сначала составлялся узор из того, что уже было в доме. Брался простой геометрический орнамент с чередованием одних и тех же форм: полос, треугольников, ромбов. Мастерицу не смущало, если изначально ткани было немного. Она исходила из имеющегося, составляя узор на трети или четверти всего размера будущего одеяла. Если лоскутки заканчивались, готовая часть откладывалась в сторону в ожидании, когда появятся новые, чтобы дополнить и продолжить работу.
В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. В Америке, например, где нет давних традиций других видов творчества, шитье из лоскутков является основным домашним творчеством, которым занимаются миллионы. Каждое изделие преподносится как произведение искусства, устраиваются смотры, фестивали, люди обмениваются опытом. Изготовленные вещи ценятся очень высоко. Старые лоскутные покрывала и пледы бережно собираются в музеях и частных коллекциях США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии. В России такая коллекция собрана во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства.
Литература: