Главная страница   Проекты   Контакты

 

Из истории ситцев

Ситец – английское «cinthz», немецкое «zitz» , голландское «chits» - происходит от индусского   «chent» – крапчатая бумажная ткань, от индусского «chhîntû» пятно, крапинка,  «chhîtâ» - крапать, брызгать.

Название «ситец» свойственно хлопчатобумажной ткани, орнаментированной набивным способом  с наведением лоска.

 

Каждое культурное растение имеет своего дикого предка и, естественно, свою родину. Так, например, культурный лен происходит из Египта, шелк – из Китая. Родина хлопчатника – Индия.

В Западной Европе первые сведения о хлопке появились около 5 века  до нашей эры. Геродот писал о том, что в Индии «шерсть растет на деревьях». Под названием «древесная шерсть» хлопок стал известен в Европе.  А в начале нашей эры в Риме уже были хорошо знакомы с хлопчатобумажными тканями. Римские модницы называли их «сотканными ветром». Сейчас трудно сказать, насколько дорогими были эти ткани, но их популярность была огромной. Легкие и красивые, нежные и приятные на ощупь, к тому же редкие, привезенные за тридевять земель, эти ткани ценились наравне с шелком.

В самой Индии хлопчатобумажные ткани были достоянием широких масс. Ткацкое ремесло достигло высокого уровня. Изобилие природных органических красителей позволяло получать разнообразные краски для украшения тканей. Кроме того, в Индии существовала высокая орнаментальная культура. К тому же, производство тканей их хлопка значительно проще, чем тканей из шелка, а стоимость намного  ниже. В условиях  жаркого и влажного климата  трудно представить более удобную и рациональную одежду, чем сари и саронг, и более удобный для этой одежды материал, чем ситец.

В 1 веке начинает действовать Великий шелковый путь, по которому доставлялись товары из Китая и Индии в Константинополь. Есть все основания полагать, что  по пути везли не только шелковые, но и хлопчатобумажные ткани, а также хлопок и хлопчатобумажную пряжу, миткаль (бязь) и краски для тканей.

Индийские ситцы были вне конкуренции. Это можно объяснить тем, что искусство индийских мастеров базировалось на богатейшем опыте многих поколений, его секреты тщательно охранялись, причем наиболее ревностно охранялись способы приготовления красителей и закрепления их на ткани.

В Западную Европу индийские ситцы попали сначала с арабскими купцами. Позднее, в 15 веке, индийские набойки привозили мореплаватели, основавшие морской путь из Европы в Индию. В 1498 году Васко де Гама достиг Индии и установил торговые отношения с правителем Каликута.

На европейцев ситцы произвели неизгладимое впечатление. Во Франции, Германии, Швейцарии и Италии  стали пытаться найти приемы украшения тканей по «индийскому способу», которые долгое время не имели успеха. Привозные ситцы настолько отличались от тканей, производившихся в Испании и Франции, что за ними прочно закрепилось название «индийские».

В 17 веке, в ходе Ост-Индских компаний (английская  - в 1600 году, голландская – в 1602 году, французская – в 1664 году) наряду с пряностями, изделиями прикладного искусства, фруктами и чаем большое место среди экспортируемых товаров занимали пряжа и хлопчатобумажные ткани. Привозили из Индии также красители для тканей (марену и индиго) и знаменитые ситцы. 

Нельзя сказать, что индийские ситцы встречались в Европе благожелательно всеми. В Англии индийские ткани сжигали прямо в порту или на городских площадях. Ввоз красителей также вызывал протест у предпринимателей, выпускающих краски. В Германии при вступлении в цех набойщиков мастера должны были давать клятву, что не будут употреблять «дьявольского корня» - марены.

Европейские набойки того времени уступали индийским и прежде всего тем, что имели очень скромное колористическое оформление. Восточнее набойки всегда отличались декоративностью, яркостью расцветок, так как печатались обычно с помощью двух-трех досок. Европейские набойки печатали с помощью одной доски, а затем раскрашивали кистью от руки.  Это заставило западных производителей искать новые способы окраски тканей, чтобы выдержать конкуренцию.  В 1676 году Вильяму Шервину из Лондона, был выдан патент на способ ксилографии и использованием закрепителей красок на основе марены.  К 1700 году  английские фабрики стали выпускать яркие ткани цвета марены  - красного, пурпурного, коричневого и черного.

В 1700 году, под давлением шелкоткацких фабрик, которые терпели убытки из-за ввоза индийских ситцев, парламент принял указ, запрещающий ввоз индийского миткаля.

Ксилография выполнялась с помощью набора деревянных досок  (около 20х30 см). Задняя поверхность доски вырезалась, чтобы получить рельефный рисунок. На ткань наносились большие области основного цвета и мелкие детали рисунка. Чтобы получить многокрасочный рисунок, для каждой краски требовался отдельный набор резных форм. 

Мотивы узоров, украшающих набойки 17 – 18 века разнообразны. Среди них встречаются  и геометрические, и растительные, и гербовые, и тематические орнаменты, однако серьезного восточного влияния не наблюдается. Конечно, встречаются изображения «древа жизни», экзотические растения, слоны, но в большинстве случаев это псевдовосточные орнаменты.

Ситцы использовали не только для одежды, но и для обивки мебели и стен. В зависимости от назначения менялось и оформление тканей. Одежду изготовляли из ситцев, украшенных преимущественно мелкими растительными узорами. Так, например, для одежды создавались такие узорные ткани, которые хорошо раскраивались и прекрасно смотрелись в готовом изделии. Некоторые ситцевые узоры стали модными не только ситцев, но и шелковых, парчовых тканей. Большой популярностью пользовались различные варианты мотива «роза». В оформлении шелковых тканей этот мотив широко использовал Филипп де Лассаль, один из самых блестящих мастеров текстильного орнамента. Его рисунки послужили образцами для подражания  многим поколениям художников. Учитывая особенности хлопчатобумажных тканей, художники значительно упрощали узоры, которые Лассаль изображал почти натуралистически, в орнаменте, украшавшем ситцы, становились почти условными. Это было обусловлено также условиями сбыта, запросами потребителей. Если шелковые, жаккардовые ткани использовались главным образом для украшения дворцов и богатых домов, то ситцы покупало бедное городское население.

К концу 18 века наблюдался расцвет текстильного производства во многих европейских странах, но подлинный расцвет ситцепечатания связан с именем Кристофа-Филиппа Оберкамфа (1735 – 1815). Он был швейцарцем, но, приняв французское подданство, он получил привилегию на организацию ситценабивной мастерской. Через несколько лет его мастерская превратилась в одну из самых крупных, оборудованных  по последнему слову техники мануфактур. Обладая хорошим художественным вкусом и особым чутьем на талантливых людей, предприниматель привлек к работе многих талантливых мастеров своего времени – химиков, колористов, граверов и художников.

Впервые рисунки представлялись как авторские произведения, что способствовало росту популярности художников. К тому же у Оберкамфа почти не было конкурентов, поскольку в условиях континентальной блокады английские ткани на материк не допускались, а деятельность швейцарских и немецких предпринимателей была ограничена, так как их продукцию вытеснили с рынка французские ткани.

Кроме технических новшеств, среди которых «пико» и многоцветная печать по контуру, следует назвать несколько введенных Оберкамфом характерных рисунков, и в первую очередь ставшие классическими мелкомасштабные растительные узоры – цветы и букеты, рассыпанные по белому фону, - так называемые мильфлеры.  Эти мотивы составили целую эпоху в оформлении ситцев. Они отличались нежностью и утонченностью рисунка и расцветки, благодаря своей универсальности пользовались большим спросом, так как годились для белья, платьев, блуз, занавесок и т.д.

Известно, что большое количество ситцев из Франции в начале 19 века поступало в Россию. Мильфлеры, розы, а также узоры, явно предназначенные для русских потребителей, - «вязь», «ягоды», «полевые цветы» пользовались большим спросом в Петербурге и Москве. Влияние мануфактуры Оберкамфа на творчество русских мастеров текстиля без сомнения было значительным.

История ситцев в России - тема отдельная.  Например, вы можете посмотреть сайт об истории ивановских ситцев [1].

Ссылки:

  1. http://www.ivanovo.ru/Sitec/hist.html (Сайт "История ситца")

  2. Антиквариат / Глед. Маллалью; Пер.: Л.Евелева, И.Малашевич, Л.Малашевич, С. Фрейберг. - М.: Белый город, 2002. - 640 с.

  3. Русское декоративное искусство: 18 век: Т.2. – М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963 г.

  4. Соловьева В.Л., Болдырева М.Д. Ивановские ситцы. -  М.:Легпромбытиздат, 1987

 


Главная страница   Проекты   Контакты

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz